Альманах «Твой товарищ» планирует постоянно, в каждом номере рассказывать о таких замечательных людях. Их судьбы с неожиданной стороны утверждают и подчеркивают тот факт, что Воронеж в этих двух войнах был, пожалуй, одним из главных, важнейших стратегических пунктов, где решалась судьба нашей Родины, нашего народа. Даже операции войск одинаково назывались: Воронежско-Касторненская 1919 г. и Воронежско-Касторненская 1943 г.

Вот краткие очерки пока о трех героях из славной когорты.

 

Иван Владимирович Тюленев

Военная служба одного из виднейших военачальников Советской Армии генерала армии Ивана Владимировича Тюленева началась в 1913 г., в 5-м Каргопольском драгунском полку. И в Гражданскую и в Великую Отечественную войну ему пришлось воевать под Воронежем. Вот отрывки из его мемуаров:

«В середине сентября 1919 года конный корпус Буденного из района Кепинская, Усть-Медвединская был переброшен в район Воронежа для борьбы с белой конницей генералов Мамонтова и Шкуро.

13-14 октября корпус Шкуро, приняв сосредоточенный в районе Усмани (Собакино) конный корпус Мамонтова за красных, завязал с ним бой. Ошибка была обнаружена только после пятичасовой потасовки. Корпуса белых объединились для совместных действий. Конный корпус Шкуро расположился в районе Графская, Усмань, Воронеж, а генерала Мамонтова – юго-восточнее Воронежа.

Войскам Южного фронта предстояло в боях под Воронежем вырвать у врага инициативу, приостановить его наступление и подготовить условия для контрнаступления.

Южный фронт усиливался. Только с 15 сентября по 15 октября 1919 года в его распоряжение прибыло 2000 ответственных партийных работников. Центральный Комитет отстранил Троцкого от участия в руководстве операциями на юге. Сюда были направлены И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов, Г.К. Орджоникидзе и другие видные деятели партии.

Район действий нашей конницы в границах Усмань, Землянск, Касторная, Воронеж представлял собой плоскую равнину, пересеченную реками Воронеж и Дон, по берегам которых тянулись оборонительные сооружения белых. Мостов не было. Инженерных переправочных средств буденовцы не имели.

Учтя особенности местности, расположение сил противника, его оборону, командование Южного фронта определило основное операционное направление для действий конницы через Воронеж на Касторную. Это направление по кратчайшему пути выводило корпус в тыл противника. С захватом Воронежа и станции Касторной срезался клин, образованный войсками белых в районе Орла. А разгром корпусов Шкуро и Мамонтова вел к срыву авантюристического плана похода Деникина на Москву.

К началу боевых действий в районе Воронежа конный корпус Буденного имел 4-ю и 6-ю кавалерийские дивизии, приданные корпусу конные подразделения 8-й армии, же­лезнодорожную стрелковую бригаду и две бронеплощадки. Всего в корпусе было около 5500 сабель, 594 штыка, 180 пулеметов и 26 орудий.

Силы белых в районе Воронежа составляли: корпус Шкуро (до 5000 сабель, около 2 полков пехоты и 7 бронепоездов) и конный корпус Мамонтова (3000-4000 сабель). Общее командование конницей противника принял на себя Шкуро. Корпуса белых находились на значительном удалении один от другого и действовали разрозненно. Поэтому численного превосходства белогвардейцев в решительные моменты боя почти не ощущалось.

В сражении под Воронежем и Кромами врагу был нанесен чувствительный удар. Наделавшая много шума своими грабежами белая конница Мамонтова и Шкуро с позором отходила на юг. В районе станции Касторная, на скрещении железных дорог Воронеж – Курск и Елец – Валуйки, прикрываясь реками Олым и Кастора, белогвардейские войска вновь создали сильную группировку. В этот район были стянуты офицерские полки так называемой Марковской дивизии. Здесь же было сконцентрировано много техники, вплоть до танковых подразделений. Танками марки Рено, только что полученными из Франции, белогвардейское командование намеревалось устрашить и остановить части Красной Армии.

Чтобы овладеть касторненским оборонительным рубежом, предстояло форсировать реку Олым. Это была невероятно трудная задача. Река к тому времени, несмотря на сильные морозы, еще не замерзла. Танки маневрировали перед передним краем, в глубине обороны противника; на железнодорожных линиях Елец – Касторная – Оскол, Касторная – Нижнедевицк курсировали до десятка бронепоездов.

...Победа красной конницы под Касторной знаменовала собой начало нашего общего наступления и поражения белых армий генерала Деникина.

17 ноября 1919 года Реввоенсовет Республики по докладу командования Южного фронта принял решение о переименовании 1-го конного корпуса Южного фронта в 1-ю Конную армию РСФСР.

…19 января 1942 г. мне вручили приказ о новом назначении – заместителем главнокомандующего Юго-Западным направлением.

Штаб Юго-Западного направления находился в Воронеже, а командный пункт – в Сватово. Когда я прибыл на место и приступил к исполнению своих обязанностей, войска Юго-Западного и Южного фронтов, входившие в состав Юго-Западного направления, перешли в наступ­ление и вели ожесточенные бои.

Прорвав укрепленный рубеж противника и преодолевая его яростное сопротивление, наши войска продвинулись более чем на 100 километров, освободили города Барвенково, Лозовая и свыше 400 других населенных пунктов.

Не успел я как следует ознакомиться с войсками Юго-Западного и Южного фронтов, как получил новое назна­чение – командующим войсками Закавказского военного округа...».

 

Август Андреевич Нэмме

В самые трудные дни обороны Воронежа в июле 1942 г. особой стойкостью прославилась 174-я тбр, впоследствии, со 2 января 1943 г. – 14-я гвардейская, Житомирско-Шепетовская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова танковая бригада. Сформирована в Сталинграде, во второй половине мая 1942 г. и вошла в состав 17-го танкового корпуса. 174-я тбр состояла из 380-го и 381-го танковых батальонов (танки Т-34 Сталинградского тракторного завода и Т-60 Горьковского автозавода).

Командир бригады  – полковник Нэмме Август Андреевич, латыш,  командовал бригадой с 1 мая по 3 октября 1942 г. Умер 3 мая 1969 г. в Москве. Командир бригады после полковника Нэмме, с 6 октября – майор Шибанков.

На личности первого командира, так сказать, отца-основателя 174-й тбр, стоит остановиться подробно – командир 174-й тбр полковник Нэмме А.А. был опытнейшим специалистом, прошедшим славный боевой путь.

Родился в Латвии, в семье батрака. С 11 лет остался без родителей, сам батрачил. В 1918 г. добровольно вступил в Красную Армию, 1-ю латышскую стрелковую дивизию. До сентября 1919 г. – на Западном фронте. С октября 1919 г. – Южный фронт: Кромы, Орел, Фатеж, Курск, Белгород, Харьков, Каховский плацдарм, Перекоп, Крым. Таков пройденный путь Гражданской войны. Затем – учеба, в 1926 г. окончил Тверскую кавалерийскую школу, по окончании – 55-й кавалерийский полк 14-й Майкопской кав. дивизии. 1929-1930 гг. – в составе 5-й кав. бригады участвовал в боях на КВЖД, в Манчжурии. Прошел переподготовку на командира в механизированные войска. В 1937-1938 гг. в Испании – начальник штаба танковой бригады. В Великой Отечественной войне участвовал с первого дня – зам. командира 25-й танковой дивизии, с июля того же года – зам. командира 14-й танковой дивизии Западного фронта. С октября 1942 г. – в распоряжении командира бронетанковых войск по особым поручениям Южного и Юго-Западного фронтов. С апреля 1942 г. – командир 174-й танковой бригады.

 

Апанасенко Иосиф Родионович

(3 (15) апреля 1890 – 5 августа 1943)

Советский военачальник, генерал армии – родился в селе Митрофановское Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии в семье небогатого крестьянина. Подростком батрачил, работал пастухом. И.Р. Апанасенко был призван в Русскую Императорскую армию в 1911 г. Обучался в учебной команде в городе Хасавюрте. Участвовал в Первой мировой войне, служил в 208-м Лорийском пехотном полку 3-го Кавказского корпуса. За боевые заслуги был произведён в прапорщики, в конце Первой мировой войны был командиром пулемётной роты.

В конце 1917 г. И. Р. Апанасенко был избран председателем Совета и Военно-революционного комитета села Митрофановское Ставропольской губернии. В мае 1918 г. им был организован партизанский отряд, который вёл боевые действия на Ставрополье против войск белой армии. С октября (по другим сведениям с августа) 1918 г. он стал командиром бригады 2-й Ставропольской пехотной дивизии, а затем 1-й кавалерийской дивизии ставропольских партизан, которая позже была переименована в 6-ю кавалерийскую дивизию и вошла в состав кавалерийского корпуса С. М. Будённого, а потом в состав 1-й Конной армии Красной Армии. Дивизия, которой командовал И. Р. Апанасенко, проявила себя с наилучшей стороны в боях за Воронеж, под Касторным, Ростовом-на-Дону, станицей Егорлыкской, Бродами и Львовом.

Во время перехода с Польского на Южный фронт в 1-й Конной армии и особенно в 6-й кавалерийской дивизии под влиянием неудачного исхода Польской кампании, не изжитого «духа партизанщины», плохого снабжения, а также общей обстановки на Украине, где был довольно распространён бандитизм, сильно снизилась дисциплина. Бойцами дивизии был совершён ряд еврейских погромов, комиссар дивизии Г.Г. Шепелев, пытавшийся навести порядок, был убит. Усилиями К.Е. Ворошилова и С.М. Будённого дисциплина была восстановлена, зачинщики были расстреляны. Однако Апанасенко и В.И. Книга, бригада которого приняла наиболее активное участие в беспорядках, предпринявшие недостаточно усилий для поддержания порядка в частях, были отстранены от своих должностей.

И.Р. Апанасенко окончил в 1923 г. Военно-академические курсы высшего комсостава РККА; Курсы усовершенствования высшего комсостава при Военной академии имени М.В. Фрунзе (1928 г.); Военную академию им. Фрунзе (1932 г.). После окончания гражданской войны продолжал командовать дивизией. Затем – начальник ставропольской губернской милиции, в октябре 1923 – мае 1924 – смоленский губернский военный комиссар. В 1924–1929 гг. И.Р. Апанасенко командовал 5-й кавалерийской дивизией, а 1929 г. – 4-й Ленинградской кавалерийской дивизией. С ноября 1932 г. он командовал 4-м кавалерийским корпусом в Среднеазиатском военном округе (САВО). С сентября 1935 по 1938 гг. он был заместителем командующего войсками Белорусского военного округа по кавалерии и одновременно – инспектор кавалерии этого округа. С февраля 1938 г. – командующий войсками Среднеазиатского военного округа. 4 июня 1940 г. И.Р. Апанасенко в числе первых было присвоено воинское звание – генерал-полковник. В 1941 г. И.Р. Апанасенко на XVIII партийной конференции ВКП(б) был избран кандидатом в члены ЦК ВКП(б).

Был на «ты» со Сталиным.

С января 1941 г. он стал командовать войсками Дальневосточного фронта и за год сделал для обороны этого огромного региона больше, чем В.К. Блюхер (расстрелянный за пьянство и бездеятельность), более, чем за десятилетний срок. Начав знакомиться с делами фронта и оперативными планами, Апанасенко обнаружил, что вдоль большей части Транссибирской железной дороги с её десятками мостов и тоннелей нет надежной автомобильной трассы, которая шла бы параллельно железной дороге. Это обстоятельство делало войска фронта крайне уязвимыми, так как линия железной дороги проходила подчас совсем недалеко от границы. Японцам достаточно было взорвать несколько мостов или тоннелей, чтобы лишить армии фронта и свободы манёвра, и надёжного снабжения. Апанасенко тут же приказал начать строительство надёжной дороги протяжённостью почти в тысячу километров, используя при этом не только строительные подразделения фронта, но и население прилегающих районов. Срок для этой огромной работы был установлен предельно кратким – пять месяцев. Забегая вперёд, нужно сказать, что приказ Апанасенко был выполнен, и дорога от Хабаровска до станции Куйбышевка-Восточная была построена к 1 сентября 1941 г. 22 февраля 1941 г. И.Р. Апанасенко было присвоено воинское звание генерал армии. За время своего командования Дальневосточным фронтом им было много сделано для укрепления обороноспособности советского Дальнего Востока.

Очень важным представляется тот факт, что именно его дивизии, переброшенные с Дальнего Востока, сначала решили судьбу Москвы в ноябре-декабре 1941 г., а затем новые соединения, отправленные им под Воронеж, и здесь практически обеспечили победу в битве за Воронеж в 1942-1943 гг.

Благодаря его организаторскому таланту вместо выбывших с Дальнего Востока дивизий были собраны, вооружены и сколочены новые части с такими же номерами. Таким образом, обороноспособность советского Дальнего Востока не только была сохранена, но и укреплена.

В этом – огромная заслуга И.Р. Апанасенко перед Родиной. Его пример – другим, современным военачальникам – наука, а может, и приговор.

В июне 1943 г. И.Р. Апанасенко после многочисленных просьб о направлении в действующую армию был назначен заместителем командующего войсками Воронежского фронта. Во время боёв под Белгородом 5 августа 1943 г. он был смертельно ранен при налёте вражеской авиации и в тот же день скончался.

И.Р. Апанасенко был похоронен в Белгороде на площади Революции (Соборной). Позднее его прах согласно его завещанию был перезахоронен в присутствии его родных и близких в Ставрополе.

И.Р. Апанасенко вёл дневник, отрывки из которого были опубликованы.