В начале реактивной эпохи советские и американские
авиаконструкторы стартовали одновременно, от общей «печки» – трофейных немецких
разработок. Корейская война показала, что МиГ-15 и «Сейбр»
были близки по ТТХ, наша машина – чуть лучше по вооружению и ЛТХ, но у американцев
стоял уже радиолокационный прицел. Так у нас появился МиГ-17ПФ [1]. С тех пор
гонка не останавливается, и пальма первенства периодически переходит то
русским, то за океан. Истребители создавались поколение за поколением:
авиационные конструкторы двух ведущих в мировом самолетостроении государств
вооружали свои ВВС очень разными не только по конструкции, но и по концепции
летательными аппаратами [2].
Например, воздушная война во Вьетнаме показала, что
прекрасный многоцелевой тяжелый истребитель МакДоннел
Дуглас F-4 «Фантом II» при
всех своих достоинствах сильно уступает в ближнем бою не только истребителю
«всех времен и народов» МиГ-21, но и более старой советской машине МиГ-17. В
ответ в США был срочно разработан и построен легкий истребитель Нортроп F-5 «Фридомфайтер». В свою очередь, советские авиаконструкторы и
инженеры-технологи, впечатленные возможностями бортовой РЛС «Фантома» и
оптимальной конструкцией его боковых воздухозаборников,
выкатили из экспериментального цеха завода «Знамя Труда» самолет МиГ-23.
Приблизительно та же самая ситуация («качели») видна и
в случае с многоцелевым истребителем Дженерал Дайнемикс F-111. Его крыло
с изменяемой стреловидностью вдохновило советских конструкторов построить целых
три самолета, причем один лучше другого – МиГ-23, Су-17 и Су-24. [Справедливости
ради вспомним и два туполевских бомбардировщика – «Бэкфайр» и «Блэкджек»] [3].
Были ли они, советские авиаконструкторы, примитивными
эпигонами? Конечно, нет, ибо сумели правильно понять (в отличие от американских) смысл и назначение истребителя,
истребителя-бомбардировщика и фронтового бомбардировщика, и не стали запрягать
в одну телегу «коня и трепетную лань». В результате появились три великолепных
самолета – долгожителя, которые до сих пор находятся в строю, в отличие от
давно забытого (только не в Австралии!) «американского чуда».
Разберемся с более показательными двухмоторными
истребителями, как более технически сложными изделиями
по сравнению с одномоторными.
Первые три поколения истребителей
показали, что на наши серийные двухдвигательные Як-25,
МиГ-19, Су-15 и Ту-128 американских приходится также не мало: это и палубный F7U «Катлэсс», и F-101 «Вуду», и F-4 «Фантом II».
Не слишком забираясь в исторические дебри, начнем подробнее
анализировать «дерби» двух традиционных соперников с появления в США
стратегического сверхзвукового бомбардировщика ХВ-70 «Валькирия». Именно тогда
в СССР был создан выдающийся самолет-перехватчик МиГ-25. И «качели» вновь пришли
в движение: под влиянием советской разработки и для противостояния модификациям
МиГа-25 американцы создали многоцелевой, а в начале – «чистый» истребитель для
завоевания превосходства в воздухе F-15.
Машина была очень хороша, и стало понятно, что Советский Союз должен создать
актуальный и жизненно необходимый ответ. Им, спустя несколько лет, стал
истребитель ОКБ П.О. Сухого Су-27, за которым
последовала линейка выдающихся машин советской и российской тактической авиации
– Су-30, Су-33, Су-34, Су-35.
Положа руку на сердце, когда мы
начинаем, не разобравшись-то еще толком с «пятым поколением», размышлять о
перспективе и прогнозировать истребители «шестого» (при всем уважении к
насущной необходимости проведения таких работ), нелишним будет вспомнить и
проанализировать – насколько был долог путь нового самолета от, как раньше было
принято говорить, конструкторского кульмана до войсковых частей.
Размышляя о сроках создания очередной этапной машины, хочется
начать с двухмоторного истребителя Р-38 «Лайтнинг». Его
конструктор Кларенс Джонсон начал проектировать эту
машину для фирмы «Локхид» в
Реактивный истребитель третьего поколения МакДоннел F-4С «Фантом II» (а до него был конструктивно подобный «Демон») был
принят на вооружение лишь через 8 лет после инициирования проекта.
F-15 «Игл», американский представитель 4-го поколения:
в марте
Символ и «застрельщик» пятого
поколения реактивных истребителей американский F-22 «Рэптор» долго проектировали
(начало АТF –
А что у нас? Наш ответ американскому
«Иглу» – Су-27 – готовился 12 лет: 1969 – проект ПФИ, первый полет – 1977, в
строевые части – 1982; а если учесть тот факт, что фирма «Сухого» приступила к
работе над проектом будущего истребителя пятого поколения по требованиям ВВС в
конце 1980-х, получается, что российский ПАК ФА, он же – Т-50, будет создан за
30 лет[4].
Вот такие сроки создания. Из них прямо следует, что на
проектирование, производство и отработку шестого поколения понадобится 40 лет.
Вот как описывает этот сложнейший процесс Гендиректор
НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Андрей Дутов:
«Самолеты создавались следующим образом. Сначала
возникало видение продукта, и все силы и средства бросались на то, чтобы его
сделать. Конструкторские работы начинались на основе решения, что нужен
конкретный образец. Это было характерно, прежде всего, для военной техники
периода холодной войны. У нас должен был быть ответ на каждый вид американских
моделей. Такой же подход существовал и в гражданской отрасли. Требовались
самолеты всех классов. Но еще в 1980-е годы возник новый тренд. Американцы с
помощью программы «Звездные войны», или СОИ (Стратегическая оборонная
инициатива), попытались переосмыслить прикладную науку в области создания
сложных систем. Они же первыми осознали, насколько повысились риски принятия
решений при создании авиационной техники. Не удавалось получать и заявленные
тактико-технические характеристики. Тогда появилась концепция опережающего
научно-технического задела и была придумана новая схема. В соответствии с ней
сначала создаются технологии и, если подтверждается, что они работают,
приступают к опытно-конструкторским разработкам. Таким образом, можно сократить
риски того, что технологию придется дорабатывать на более поздних этапах − а это дорого и
требует дополнительного времени. Выдерживаются и плановые тактико-технические
характеристики. В рамках СОИ американцы влили огромное количество денег в
создание опережающего научно-технического задела, чтобы посмотреть, где можно
получить прорывные вещи. В итоге решили, что не стоит делать все подряд, а надо
сосредоточиться на двух-трех проектах, которые обеспечат превосходство. И такой
подход применим как к военным, так и к гражданским разработкам».
Таким
образом, появляется возможность сократить издержки и повысить скорость создания
новой техники. Но самое главное − уменьшить риски. К примеру, американский стратегический
бомбардировщик B-2 создавался по новой схеме. Но через какое-то время после
начала производства США резко затормозили. Серия была существенно сокращена, а
проект закрыт, потому что цена превысила все разумные пределы. Больше миллиарда
долларов за один самолет! И еще огромные затраты на разработку: наука,
технологии, конструкторы − все не были
готовы сделать такой самолет. Поэтому впоследствии был установлен порядок,
согласно которому государство переходит к опытно-конструкторским разработкам
лишь после того, как отработаны все технологии, обеспечивающие
тактико-технические характеристики изделия.
Ю.И. Борисов, отвечающий в военном ведомстве России за
государственный оборонный заказ, сказал в интервью, что Министерство обороны
некоторое время назад начинало финансировать опытно-конструкторские работы без
подготовленного научно-технического задела. В результате были ошибки, сроки
затягивались и мы не получали необходимых характеристик изделий.
Во всем мире идет переход на инновационные технологии
в самом широком понимании. Грядет настоящая техническая революция. Можно
спорить о том, когда это случится, в 2020-м или в 2025-м году, но совершенно очевидно,
что базовые технологии, характеризующие сейчас авиационную промышленность, в
ближайшем будущем в корне изменятся.
Если говорить об истребителях шестого поколения, то
самые важные направления работ в этом направлении − это оптика, радиолокация,
навигация, материалы, электротехника, технологии синтезированного видения и так
далее [5].
В этом смысле для России логичным
будет совершенствовать весьма перспективный Т-50, но – американская сторона
инициировала (вдруг!) дискуссию о 6-м поколении. Причем, дебаты вспыхнули и стали развиваться
лавинообразно. Не участвует только ленивый: благодаря интернету становятся
известны все новые и новые подробности и детали, а также требования (условия),
при соблюдении которых летательный аппарат можно будет отнести к шестому
поколению истребителей. Мечты военных и ВПК-руководителей по обе стороны океана
простираются аж до гиперзвука…
Лишь высокие профессионалы-авиаконструкторы, не
озабоченные личным и корпоративным «пиаром», всячески уклоняются от конкретики.
На вопрос автора, почему так происходит, один из них ответил, что, например,
решительно не знает, на чем, на каком топливе будут летать самолеты-истребители
через сорок лет [6].
Широко известны некоторые общие требования к
истребителям пятого и шестого поколения, которым соответствуют даже советские
истребители 4-го поколения: Су-27, МиГ-29ОВТ и, тем более, Су-35 обладают сверхманевренностью; самолеты МиГ-31БМ эффективно «общаются
с себе подобными», а группа
из четырех таких самолетов представляет собой некий коллективный разум; еще в
конструкции МиГ-25-х широко применяли титан и сталь (точно таким же был и Т-4
«Сотка»).
Наш Т-50 вполне воплощает в себе все эти качества, а известный
американский специалист Дж. Гринет,
понимая, что с F-22 «фокус» у них не удался,
теперь объявил, что скорость и скрытность не являются определяющими, а главное
– дальность обнаружения цели и поражения ее. Получается, что в США замышляют не
совсем или вовсе не истребитель?
На деле представляется, что Т-50 Сухого – вот пример для
6-го поколения реактивных истребителей ВВС США – именно такой самолет, только
еще чуть более «плоский», чем ПАК ФА и без вертикального оперения, изображают
западные издания как вероятный американский истребитель 6-го поколения.
«Качели» продолжают качаться. Выражаясь спортивным
языком, подача теперь на американской стороне – и они спешно готовят летающий
аргумент против российского ПАК ФА [7].
Гиперзвуковой самолет будущего, может быть, и вовсе не
сможет соответствовать ожидаемым требованиям – сегодня его облик сильно размыт,
ибо налицо нехватка надежно освоенных технологий в этой области.
Поэтому необходимо разделять намерения по поводу
«Генерации 6»: либо это будет «Супер Т-50» – все-таки,
либо – ГЗЛА [8].
Реально действующие ГЗЛА, как мы их сегодня знаем, не
в состоянии быть истребителем в привычном понимании хотя бы потому, что,
например, такой самолет аэродинамически идеально
«зализан», и при попытке применить оружие из внутренних отсеков (открыть
створки) он будет просто разорван динамическим напором буквально на куски.
Автору могут возразить, что такой ГЗЛА сможет применять оружие, условно, в
безвоздушном пространстве, но тогда и комплекс задач он сможет решать только в
усеченном виде [9].
В настоящее время задел по ГЗЛА, судя по публикациям в
СМИ, в России гораздо более существенный, чем в США – стало быть, и в этой
области отечественные качели пока «выше и быстрее» заокеанских?
Список источников и литературы:
1 История истребительной авиации с 1916 по 2016
год. Воронеж. Издательско-полиграфический
центр «Научная книга». [Коллективная монография]. 2017. 396 с.
2 Гагин В.В. Воздушная война в
Корее (1950-1953 гг.). – Воронеж: АО «Полиграф», 1997. – 64 с.
с илл.
3 Гагин В.В. Воздушная война во
Вьетнаме. – Воронеж: ИЛДВА, 1999. – 104 с. с илл.
4 Гагин В.В., Антошина Н.В. Истребители пятого поколения. Твой товарищ.
2016. № 16. Научный альманах. Воронеж, ИЛДВА. С. 80-93.
5 Вандышева О.,
Хазбиев А. Интервью А. Дутова
о «НИЦ им. Н.Е. Жуковского». Эл. Сайт: «Эксперт» 05.05.2017 г.
6 Корчак В., Тужиков Е., Бочаров Л. Формирование
новой (третьей) стратегии обеспечения военного превосходства США. Эл. сайт газеты «Военно-промышленный курьер». № 13 (677)
05.04.2017.
7 Российским ученым поручили создать гиперзвуковой летательный аппарат. Эл. сайт INTERFAX.RU 03.05.2017
г.
8 Литовкин Д. Россия вне конкуренции. Каким будет истребитель 6-го поколения. Эл. Сайт: Телекомпания «Звезда». Дата обращения: 20.05.2017.
9 Божов О. Боевые самолеты России через 30 лет: конструктор раскрыл будущее авиации. ТРК МО РФ «Звезда», 30.3.17.