В предыдущей статье данного автора на эту тему в
альманахе «ТТ» №1, она называлась «Крах процветания», мы остановились на
моменте крушения времени «темных веков» Средневековья. Из нее явствует, что,
вопреки распространенному мнению, это было время расцвета культуры и экономики
Западной Европы. Ибо, достигнуть уровня жизни того периода в Европе по многим
параметрам удалось только в 18-20 вв., да и то не за счет внутренних ресурсов и
труда населения, а, в основном, за счет ограбления колоний. В Европе трудно
найти страну с высоким уровнем жизни, у которой не было бы колоний, и которая
не выживала бы за счет паразитирования на чужих ресурсах.
Итак, очередной расцвет сменился очередным откатом, в
ходе которого деградировали:
– государственные институты, т.к. от жесткого
централизма времен Филиппа 4-го во Франции структура скатилась к рыхлому
феодализму и раздробленности, с которой начинает бороться Людовик 11-й
(фактически борьба эта была завершена только при Людовике 14-м);
– строительство (вернулись к архаичным сооружениям и
методам строительства);
– питание и здоровье жителей
Западной Европы (средний рост снизился со 180 см (середина 12-го века) до
150-160 см (14-17 века).
– сельское хозяйство (резко падает урожайность);
– торговля (в результате локализации рынков активная
торговля идет только предметами роскоши);
– духовная жизнь (в католической церкви идет «чехарда»
с папами и «антипапами»);
– искусство.
В недрах феодального общества начинает вызревать
новый, по мнению автора и не только его, довольно-таки уродливый общественный
строй, который впоследствии назовут капитализмом. В чем его изначальная
уродливость? Как ни странно – в том, что в последующие эпохи будет
превозноситься больше всего попытка сделать человека мерой всех вещей. Или то,
что обычно принято именовать гуманизмом.
Психологически это легко объяснимо: как только цель
человека – идею, положение в обществе или что-нибудь другое, условно – точку, к
которой человек стремится, понижают, то снижается как уровень цели, так и уровень
напряжения. Потом точка, к которой стремятся общество и человек, снижается все
ниже и ниже, пока не падает до уровня желаний и потребностей даже не скота, а
на уровень потребностей насекомого («жрать» и
спариваться). Если отделиться от религиозно-мистической составляющей данного
процесса и вернуться к психологии, то объяснение подобного феномена впервые дал
Роберто Ассаджоли, который полагал, что точка
развития любого индивида должна располагаться существенно выше его текущих
потребностей и способностей.
Если на время немного отодвинуть в сторону вопросы
экономики, финансов и государственного управления, станет понятно: груз
христианства оказался слишком тяжел как для народов Западной Европы, так и для
католической церкви. Показательна история с Яном Гусом, который обосновывал
свои проповеди и свою позицию на Констанцском соборе
цитатами из Евангелия, за что и угодил на костер, ведь фактически
коммунистическая мораль Евангелия совершенно не отвечала изменяющейся
психологии католического духовенства. Менялась сама идеология. Следы этого мы
можем найти в поведении людей эпохи Возрождения (14-17 века), в искусстве и
общественном устройстве. Этому как раз и посвящена настоящая статья.
Об использовавшихся автором материалах в данной
работе. В первую очередь, это книга А.Ф. Лосева «Эстетика Возрождения», из коей
автор статьи брал только факты, но никак не мнения и выводы самого Лосева (уж
больно велико его поклонение и преклонение перед античной этикой и эстетикой);
книга Андрея Ваджры «Путь зла. Запад: матрица
глобальной гегемонии» (автор книги постарался открыть генезис капитализма в
Западной Европе), а также бюллетени Шиллеровского
института Линдон Ларуша
(источник своеобразный и тенденциозный, то есть как раз то, что было нужно).
Обычная и самая распространенная
практика преподавания истории исходила из резкого противопоставления Средних
веков и Ренессанса. По общераспространенному мнению: Средние века – это
господство церковной догмы, отсутствие яркого развития науки и искусства,
мистика и мракобесие, а Ренессанс, наоборот, отбрасывает всю эту «ночь»
Средневековья, обращается к светлой античности, к ее свободной философии,
свободной от всяких казенных приказов, к скульптуре обнаженного человеческого
тела, к земной, привольной и ничем не связанной свободе индивидуального и
общественного развития. Вот такая мифическая концепция.
Удивительно, но этот штамп подается в наших школах,
как нечто само собой разумеющееся. Помимо явных нарушений логики и связности
изложения подобная концепция затрудняла понимание нами эволюции идеологии в
Западной Европе, в результате которой появились капитализм и либеральные
буржуазные доктрины самого разного толка, т.е. в процессе изменения идеологии в эпоху Возрождения из Христианской
религии постепенно выкинули Бога. Делалось это одновременно и в
католицизме, и у протестантов. Такое впечатление, что как реформация, так и
контрреформация были результатом работы одного коллектива авторов.
В некотором смысле, так оно и было.
Один из первых деятелей и идеологов эпохи Возрождения
– Петрарка – занимал строго антихристианскую позицию. Заметьте: никто его как
еретика не преследовал и на костер не отправлял. Участь попасть на костер
грозила тем, кто являлся христианами по духу – все тот же пример ректора Гуса
или Джироламо Савонаролы. Концепция поворота истории возникла именно в
ренессансный период, и именно у Петрарки, который первым заговорил о светлой
античности, о темном невежестве, начавшемся после того, как христианство стало
официальной религией и «римские императоры стали поклоняться имени Христа», и
об ожидаемом возвращении к забытому древнему идеалу («Africa»,
IX, 453 слл.). То есть концепция возрождения античных
порядков, вплоть до активного рабовладения и работорговли, и к активной
практике ростовщичества всерьез разрабатывалась в католической Италии, чуть ли
не в самом Ватикане. Что, впрочем, было несколько затруднительно сделать, так
как в Ватикане того периода папы не было, а потом было до нескольких штук пап
«зараз».
Вот что об этом процессе пишет украинский политолог
Андрей Ваджра.
«Западное христианство начало овладевать миром
благодаря умозрительным схемам, в рамки которых этот мир втискивался
католическими апологетами. В итоге мысли и
ощущения отдельного человека теряют свое значение и перестают восприниматься в
качестве «истины», так как последняя,
оторванная от его непосредственного существования, очутилась в девственном лоне
«логоса» – мире идей, созданных «чистым разумом». Благодаря пропагандистским
усилиям церкви, подкрепленным непосредственным насильственным принуждением, эти
идеи овладевают массами. При этом любое отклонение от общепринятых «истин»
безжалостно наказывается, причем, нередко в самых жестоких и изощренных формах.
Святая инквизиция методично уничтожала «еретиков» вплоть до эпохи революционных
потрясений, когда ей на смену пришла гильотина. Ради христианских догматов
католической церкви людей было уничтожено не меньше, чем ради торжества
«свободы, равенства и братства» или современных социально-политических аксиом.
Для Европы непрекращающийся процесс вычищения крамолы стал настолько
естественным и привычным, что порой просто не замечался даже самыми
свободолюбивыми западными мыслителями.
Ренессанс, со своим страстным отрицанием схоластики,
как это ни парадоксально, стал естественным продолжением развития ее
методологии и следующим этапом духовно-психологического становления западного
человека. Если католицизм заменил в христианстве мистические погружения адептов
в свои субъективные душевные процессы четкими самодовлеющими схемами,
основанными на формальной логике, то Ренессанс надежно зафиксировал эти схемы в
качестве интеллектуального отражения материального мира. Секуляризируя
окружающую реальность, он подвел под западное мышление, склонное к рациональности,
объективную основу эмпиризма. Оно же, в свою очередь, используя заимствованные
извне инструменты познания – анализ, наблюдение, опыт, эксперимент, оказалось
сосредоточенным на окружающей реальности, которая постепенно свелась к
материальной природе.
Естественно, что абсолютизация результатов
интеллектуального манипулирования логическими схемами как инструментом влияния
на материальную природу со временем приводит к абсолютизации разума как
такового, наделению его божественными свойствами. Как следствие этого – его
значение постепенно гипертрофируется, а другие проявления человеческого
сознания подавляются. В связи с этим тот факт, что человек имеет ум (как
универсальный инструмент воздействия на природу), приводит идеологов Ренессанса
к мысли о том, что человек не просто создан по образу и подобию Божьему, а
равен Богу.
Воплощая в человеке совершенный богоподобный образ,
гуманисты Возрождения сломали тонкую грань, отделяющую его (в присущих ему
качествах) от Творца, и тем самым дистанцировали их
друг от друга, превратив Бога и человека в конкурентов. Последний, получив
самодостаточность относительно Творца путем самообоготворения,
опускается, в мыслях гуманистов, с божественных небес на тленную землю, как
некий демиург, способный для своих потребностей использовать материю данности.
Постепенно от идей богоподобности человека
европейская мысль переходит к идее богоборчества, а затем, преклонившись перед
людской способностью манипулировать природой, превозносит homo sapiens как некую
абсолютную ценность. Таким образом, человек был подан в качестве единственно реального и
возможного Бога.
Так был канонизирован нарциссизм западного обывателя».
Типичным примером нарциссизма деятелей эпохи
Возрождения являются слова флорентийского неоплатоника (столь любимые Лосевым
неоплатоники – они мно-о-го чего интересного
написали!). Марсилио Фичино
(1433-1499), который в порядке воспевания богоподобности человека сказал: «Он (человек) измеряет
землю и небо. А также исследует глубины Тартара. Ни небо не представляется для
него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким... А
так как человек познал строй небесных светил, и как они движутся, и в каком
направлении, и каковы их размеры, и что они производят, то кто станет отрицать,
что гений человека... почти такой же, как у самого Творца небесных светил, и
что он некоторым образом может сделать эти светила, если бы имел орудия и
небесный материал... Человек не желает ни высшего, ни равного себе и не
допускает, чтобы существовало над ним что-нибудь, не зависящее от его власти.
Это – состояние одного Бога. Он повсюду стремится владычествовать,
повсюду желает быть восхваляемым и быть старается, как Бог, всюду» [3, с. 341].
Вот такое отрицание христианских ценностей. Гордыня. В
результате развития данной тенденции мы имеем «творчество» Энди
Уорхолла, так как планка человеческих притязаний
опускалась все ниже и ниже: с горних высот духа до самого волнующего и близкого
обывателю уровня – до уровня задницы.
Мысли, близкие моим, встретил у Андрея Ваджры:
«Имитируя (интерпретируя) античность, гуманисты,
отрицая перворожденную греховность человеческой природы (на которой
основывается христианская догматика), заменили ее, в сущности, естественной тварностью (биологичностью). Как
считал тот же Марсилио Фичино,
человек разделяет свою «низшую» душу с бессловесными живыми существами, свой ум
с «божественным умом», а рассудок – ни с чем во Вселенной.
Об этом также ярко свидетельствует натурализм
изобразительного искусства, скульптуры и литературы Возрождения. Фактически все
его утонченно-эстетические проявления были лишены религиозно-мистической
нагрузки, направленности во внутреннее духовное пространство человека. Это
принципиально противоречило невзрачным средневековым изображениям библейских
сюжетов, как символов христианских идей, оказывавшим содействие концентрации
внимания на внутреннем «диалоге» с Богом. Они уступили место пышным телесам Ренессанса, который на первый взгляд также
иллюстрирует библейские сюжеты, но не дает возможности обратиться к Богу. При
этом необходимо отметить, что, механически копируя откровенно выраженную
телесность античности и не ощущая ее духовной энергетики, изобразительное
искусство и скульптура Возрождения были не способны передать ее внутреннюю,
пронизанную жизнью динамику, воспроизводя лишь анатомически правильные, однако
статические (безжизненные) тела1. В итоге,
не в состоянии ощутить глубокую одухотворенность античной телесности, Ренессанс
лишь редуцировал ее в своем подражании к примитивной плоти, закрывшей собой в сознании
западного человека его изначальную божественную природу. Искусство Возрождения,
в сущности, паразитировало на христианских мотивах, представляя собою сугубо самодостаточную в эстетическом плане предметность, некий
объект, созданный для утонченного самоудовлетворения. Человеческая плоть
итальянских картин и скульптур (которую, в общем-то, можно назвать вульгарной)
не смогла отобразить внутренне присущую человеческому телу духовность, которая
так ярко демонстрировалась античностью, надежно заслонив при этом от человека
его надматериальную природу.
Именно поэтому произведения художников и скульпторов
Возрождения теряют сущность иконы (окна в сакральную реальность), представляя
собою «отражение» реальности телесной, символизирующей в новом контексте человеческую
тварность. Библейская (духовная) форма художественных
изображений Ренессанса вступает в противоречие с их телесной (животной) сутью.
Заявляя об абсолютной духовной свободе человека, идеология итальянского
Возрождения одновременно противопоставляет ей его обусловленную природой
животную основу.
Таким образом, происходит новый внутренний раскол
западного сознания: психологическая дихотомия «праведный – греховный»
постепенно уступает место глубокому антагонизму между его духовной и тварной природой2. При
этом первая, с течением времени, все больше и больше предстает как своеобразная
«ширма» второй.
Вот типичный пример «очеловечивания» Христа и лишения
Церкви бога: слова Христа, с которыми он обращается к одной тогдашней монахине:
«Присаживайся, моя любимая, я хочу с тобой понежиться. Моя
обожаемая, моя прекрасная, мое золотко, под твоим языком мед... Твой рот
благоухает, как роза, твое тело благоухает, как фиалка... Ты мною завладела
подобно молодой даме, поймавшей в комнате юного кавалера... Если бы мои
страдания и моя смерть искупили лишь одни твои грехи, я не сожалел бы о тех
мучениях, которые мне пришлось испытать» (цит. по:
68, 90). Один источник в изложении В.Н. Лазарева гласит следующее о Деве Марии:
«Мария укоряет юного клирика в том, что он коварно бросил ее из-за другой
женщины, хотя она уготовила его душе богатое ложе в своих небесных чертогах.
Она посещает благочестивого пономаря и в ответ на его просьбу разрешить ему
целовать ее ноги, смеясь, позволяет целовать не только ноги, но и лицо». Такие
вот замечательные «пиесы» писались и исполнялись в
католической Италии времен Возрождения.
Подчеркнем: вместо бога ставился человек (который уже
в нашу эпоху – эпоху потребительства – будет заменен
на скотину). Это имело прямое отражение в искусстве, в котором окончательно
ушли от традиций иконописи в пользу т.н. «реалистичного искусства». Реализма на
самом деле там было мало. Все творчество италийских мастеров эпохи Возрождения
можно охарактеризовать, как «Сделайте нам красиво». Чего стоит, например, отход
от изображения ангелов как суровых воинов, в пользу изображения похотливых
мальчиков-херувимчиков с пухлыми задницами. Человек
отказался от идеи «карабкаться» вперед и вверх, а решил наслаждаться здесь и
сейчас. Это одна из основ будущего капитализма. Протестантизм, на самом деле,
не так уж и далек от католицизма того же периода – и там и там из религии
выкинули бога.
Одной из характеристик, показывающих, насколько
глубоко пало общество эпохи Возрождения, являются «их» нравы. Вот конкретные
примеры: «Всякого рода разгул страстей, своеволия и распущенности достигает
в возрожденческой Италии невероятных размеров.
Священнослужители содержат мясные лавки, кабаки,
игорные и публичные дома, так что приходится неоднократно издавать декреты,
запрещающие священникам «ради денег делаться сводниками проституток», но все
напрасно. Монахини читают «Декамерон» и предаются оргиям, а в грязных стоках
находят детские скелеты как последствия этих оргий. Тогдашние писатели
сравнивают монастыри то с разбойничьими вертепами, то с непотребными домами.
Тысячи монахов и монахинь живут вне монастырских стен. В Комо
вследствие раздоров происходят настоящие битвы между францисканскими монахами и
монахинями, причем последние храбро сопротивляются нападениям вооруженных
монахов. В церквах пьянствуют и пируют, перед чудотворными иконами развешаны по
обету изображения половых органов, исцеленных этими иконами. Францисканские
монахи изгоняются из города Реджио за грубые и
скандальные нарушения общественной нравственности, позднее за то же из этого же
города изгоняются и доминиканские монахи. Во Флоренции братья престарелого
богатого купца – гуманиста Никколо Николи
(1364-1444), известного знатока и поклонника античности, прославленного своей
образованностью (у него было 800 рукописей античных и христианских авторов),
хватают его любовницу, задирают ей юбки и публично секут ее розгами. Папа
Александр VI и его сын Цезарь Борджиа собирают на
свои ночные оргии до 50 куртизанок. В Ферраре
герцог Альфонс среди бела дня голым прогуливается по улицам. В Милане
герцог Галеаццо Сфорца
услаждает себя за столом сценами содомии. В Италии той эпохи нет никакой
разницы между честными женщинами и куртизанками, а также между законными и
незаконными детьми. Незаконных детей имели все: гуманисты, духовные лица, папы,
князья. У Поджо Браччолини
– дюжина внебрачных детей, у Никколо д'Эсте – около 300. Папа Александр
VI, будучи кардиналом, имел четырех незаконных детей от римлянки Ваноцци, а за год до своего вступления на папский престол, уже будучи 60 лет, вступил в сожительство с 17-летней
Джулией Фарнезе, от которой вскоре имел дочь Лауру, а уже пожилую свою Ваноццу
выдал замуж за Карло Канале, ученого из Мантуи. Имели
незаконных детей также и папа Пий II, и папа Иннокентий VIII, и папа Юлий II, и
папа Павел III; все они папы-гуманисты, известные покровители возрожденческих искусств и наук. Папа Климент
VII сам был незаконным сыном Джулиано Медичи.
Кардинал Алидозио, пользовавшийся особым
благоволением папы Юлия II, похитил жену почтенного и родовитого флорентийца и увез ее в Болонью, где был тогда папским
легатом. Кардинал Биббиена, друг папы-гуманиста Льва
X, открыто сожительствовал с Альдой Бойарда. Многие кардиналы поддерживали отношения со
знаменитой куртизанкой Империей, которую Рафаэль изобразил на своем Парнасе в
Ватикане.
При Юлии II в Ватикане происходил
бой быков. Папа Лев X был страстным охотником и очень любил маскарады, игры и
придворных шутов. Бой быков и борьба обнаженных борцов часто устраивались им во
дворе Ватикана. Считалось вполне обычным, что папы, кардиналы и высшее
духовенство принимали участие в охоте и в маскарадах. Широкое распространение
получает порнографическая литература и живопись. Такая непристойная книга, как
«Гермафродит» Панормиты, была с восторгом принята
всеми гуманистами, и когда в Вероне какой-то самозванец выдал себя за автора
«Гермафродита», правительственные учреждения и ученые города чествовали мнимого
Панормиту. Книга эта была, между прочим, посвящена Козимо Медичи. В Ватикане при Льве X ставят непристойные
комедии Чиско, Ариосто и
кардинала Биббиены, причем декорации к некоторым из
этих комедий писались Рафаэлем; при представлении папа стоит в дверях зала и
входящие гости подходят к нему под благословение. Художники наперебой
изображают Леду, Ганимеда, Приапа,
вакханалии, соревнуясь друг с другом в откровенности и неприличии, причем порою
эти картины выставляются в церквах рядом с изображениями Христа и апостолов.
Это была цитата из книги Лосева
«Эстетика Возрождения». Сам Лосев полагал подобного рода проявления как
обратную сторону столь любимого им возрожденческого титанизма. Я же полагаю, что это было естественной чертой
того самого титанизма. Если из души человека вынуть
стремление к небу, стремление к Богу – в результате останется Зверь – та самая
Бестия, от которой до нацистов и эсэсовцев – маленький шаг.
Примечательно, что зачатки будущей
идеологии расизма и нацизма тоже «родом из Ренессанса». Один из основных
идеологов возврата к «античному прошлому» Петрарка возмущался засильем на
улицах италийских городов «скифийских рабов». Вот строки из письма 63-летнего Петрарки к своему давнему другу Гвидо Сетте, архиепископу Генуи
(письмо написано в Венеции в 1367 г. (Petrarchae
1554: 964) в буквальном переводе: «…ибо в Греции бедствие давнее, в Скифии же недавнее, так что оттуда, откуда прежде обычным
делом было прибытие ежегодно в этот город (Венецию) на судах огромного урожая
хлеба, теперь точно так же прибывают суда, отягченные грузом, который,
побуждаемые нуждой продают родственники. И вот уже непривычного вида и неисчислимое
скопище немощных людей обоего пола этот прекрасный
город скифским обличием и безобразным сбродом – как чистейший источник мутным
потоком – поражает. И если бы этот запруживающий тесные
улочки люд не был бы милее тем, кто их покупает, нежели мне, и не привлекал их
взоры более, нежели привлекают мои, и не гадок, и не омрачал прохожих дурного
вида скоплением, то во всей Скифии, вместе с
изнурительным и бледным голодом в каменистом поле, куда поместил его Назон, редкую траву зубами и ногтями щипал бы и поныне».
В этом фрагменте много чего
интересного: и неприятие иноземцев (в одном из своих писем Петрарка
презрительно именует греков «гречишками»), и
отражение реального бизнеса венецианцев – работорговля. После ограбления
Константинополя во время 4-го Крестового похода основным источником дохода
венецианцев, а потом и генуэзцев, была работорговля. Рабы брались здесь, у нас
– на территории современных России и Украины. От этого автор и именует рабов
скифами. В последующем генуэзцы закрепились на территории Крыма (крепости
Судак, Кафа), где и развернули свою основную торговлю. Идеология эпохи
Ренессанса непосредственно связана с работорговлей. В чем эта связь? Дело в
том, что основной массой продаваемых рабов были православные христиане.
Торговля же единоверцами (пусть и схизматиками) – дело хоть и выгодное, но
опасное для души и сомнительное с точки зрения христианской морали. Посему для
осуществления выгодной работорговли нужно было отречься от христианской
идеологии и изыскивать новую. Возрождение античности
подходило для этого как нельзя больше. Во времена античности работорговля была
делом обычным и выгодным. Мы воспринимаем античность посредством мифа о
прекрасной античности Эллады. Мифа, который сочинили в эпоху Ренессанса. В
реальности античность была временем не очень приятным для человека нынешних
европейских ценностей. Что ее характеризовало:
1) Работорговля. Труд для
благородного человека считался занятием, чуть ли не постыдным;
2) Извращения. Педофилия в той же античной
Элладе была нормой поведения, а вовсе не исключением;
3) Человеческие жертвоприношения;
4) Оккультные практики.
Все это на щит поднимали и идеологи
эпохи Ренессанса.
Типичный пример (все из той же книги
Лосева). Сигизмунд Малатеста – настоящий человек
эпохи Возрождения: «Наконец, скажем еще об одном «абсолютном злодее», менее
известном, чем Цезарь Борджиа, но не менее сатанински
преступном и как-то зверино-самодовлеюще преданном
своим преступлениям. Сигизмунд Малатеста (1432-1467),
тиран Римини, уже в 13 лет водил войско и обнаруживал как большие военные
дарования, так и невероятно жестокую, дикую и сладострастную натуру. Тщедушный,
с маленькими огненными глазами и орлиным носом, он был способен перенести любые
лишения, лишь бы достигнуть какой-нибудь своей цели. Историки обвиняют его в
многочисленных преступлениях, убийствах, изнасилованиях, кровосмешении,
ограблении церквей, предательстве, измене присяге и т.д. Его современник Эней
Сильвий пишет о нем: «Сигизмунд Малатеста был в такой
степени не воздержан в разврате, что насиловал своих дочерей и своего зятя... В
его глазах, брак никогда не был священным. Он осквернял монахинь, насиловал
евреек, что же касается мальчиков и молодых девушек, которые не хотели
согласиться добровольно на его предложения, он или предавал их смерти, или
мучил жестоким образом. Он сходился с некоторыми замужними женщинами, детей
которых он раньше крестил, а мужей их он убивал. В жестокости он превзошел всех
варваров. Своими окровавленными руками он совершал ужасные пытки над
неповинными и виновниками. Он теснил бедных, отнимал у богатых их имущество, не
щадил ни сирот, ни вдов, словом, никто во время его правления не был уверен в
своей безопасности... Из двух жен, на которых он был женат до сближения с Изоттой, одну он заколол кинжалом, другую отравил. До этих двух жен у него еще была жена, с которой он развелся
раньше, чем познал ее, завладев, впрочем, ее приданым». Один из
ужаснейших его поступков – покушение на изнасилование собственного сына
Роберта, защищавшегося кинжалом. Дочь Сигизмундо,
изнасилованная своим отцом, забеременела от него. Отлученный от церкви,
приговоренный в Риме к смерти (было сожжено его изображение – in effigie), Малатеста
придавал этому очень мало значения. Он издевался над церковью и духовенством,
совсем не верил в будущую жизнь и мучил священников. Он соорудил в Римини в
языческом вкусе храм, якобы посвященный св. Франциску, но назвал его «Святилище
божественной Изотты» в честь своей любовницы и
украсил мифологическими изображениями.
При всем том этот Малатеста был большим любителем и знатоком наук, искусств и
вообще гуманистической образованности. В его замке собирались филологи и в
присутствии тех, как они его называли, вели свои ученые диспуты. Даже его ожесточенный
противник папа Пий II признавал его гуманистические познания и философские
склонности. Драгоценнейшей добычей своего похода в Морею Малатеста считал останки
платоника Гемистия Плетона, которые он перевез в
Римини и захоронил в своем храме, снабдив надписью, выражавшей трогательный
энтузиазм и глубокое обожание.
Не правда ли, «чудесный человек»,
полностью соответствующий идеалам античности и эпохи Ренессанса? Гордыня,
эгоизм, половые извращения, наплевательство на окружающих, преклонение перед учениями
античности. И ни на гран христианского смирения, братской любви.
Отдельные попытки вернуть общество
эпохи Ренессанса к ценностям христианской морали заканчивались фатально. Вот
судьба Джироламо Савонаролы. Савонарола совершено справедливо обвинял католическую
верхушку в отходе от христианства: «Рим – это Вавилон. Вместо христианства
прелаты отдаются поэзии и красноречию. Вы найдете в их руках Горация, Вергилия,
Цицерона». Джироламо Савонаролу постигла та же печальная участь, что и Яна
Гуса. Время стало другое, и возврат к ценностям христианского общества был
невозможен.
Противник Савонаролы – папа
Александр VI Борджиа – это вообще уникальный случай.
Даже среди римских первосвященников трудно найти человека, столь далекого от
христианских добродетелей.
На все века «прославилось» своими
преступлениями семейство Борджиа, глава которого,
папа Александр VI Борджиа (1492-1503), соединял
честолюбие, корыстолюбие и развращенность с блестящими дарованиями и энергией. Он
торговал должностями, милостями и отпущением грехов. Ни один кардинал не был
назначен при нем, если не заплатил большую сумму. О его разврате и оргиях мы
уже говорили в альманахе «ТТ» №1. Современники сообщают также, что он
сожительствовал со своей дочерью Лукрецией, которая
также была любовницей своего брата Цезаря, и что эта Лукреция родила ребенка не
то от отца, не то от брата. Кроме того, ее по политическим и династическим
расчетам четырежды выдавали замуж.
Но уж абсолютным и каким-то
сатанинским злодеем был сын папы Цезарь Борджиа. В
1497 г. Цезарь убивает своего брата герцога Гандиа,
после того как оба брата поужинали в доме своей матери Ваноцци.
Труп герцога бросают в Тибр, и когда паромщика допрашивают, почему он не
сообщил губернатору о том, что видел это, тот отвечает: «С тех пор как я
занимаюсь перевозом, я видел, как более 100 трупов было брошено в этом месте
реки, и о них еще ни разу не производилось следствия. Поэтому я думал, что
этому случаю не будут придавать значения больше, чем предыдущим». Вскоре Цезарь
отравляет за трапезой своего двоюродного брата кардинала Джованни Борджиа. В 1500 г. Альфонс Арагонский, третий муж Лукреции Борджиа, был тяжело ранен при входе в церковь Св. Петра. «Так как он не желал умирать от ран, его нашли в
постели задушенным», – записывает в дневник папский церемониймейстер Бурхард. В Риме тогда каждую ночь находили убитыми до
четырех-пяти человек, преимущественно прелатов или епископов, и все знали, что
это дело рук Цезаря. Однажды в виде развлечения он в своем замке убил шесть
быков по всем правилам испанского искусства тореадоров. Дон Жуан де Червильоне не захотел уступить Цезарю своей жены, и тогда
Цезарь велел обезглавить его посреди улицы по турецкому способу. Говорят о том,
что Александр VI с Цезарем отравили трех кардиналов (Орсини,
Феррари и Микаэля), чтобы завладеть их богатством,
суммарно огромным. По общему мнению, Александр VI умер, отравившись конфетой,
приготовленной им для одного богатого кардинала. Другие говорили о вине,
предназначенном для убийства пяти кардиналов сразу, которое по ошибке выпили
Александр VI и Цезарь. Цезарь, однако, выжил и позднее жаловался Макиавелли,
что «он обдумал все, что могло случиться, если его отец умрет, и нашел средство
для всего, но что он никогда не мог себе представить того, что в этот момент он
сам будет находиться при смерти». Этот самый Цезарь Борджиа
был для Макиавелли образцом идеального государя. Макиавелли восхищался его
политической логикой, последовательностью и энергией, беспощадностью и
самообладанием, умением молчать и железной волей; он оплакивал в нем великого
государственного деятеля, который мог бы объединить Италию. При Цезаре Борджиа некоторое время находился и Леонардо в качестве
военного инженера.
Подобный союз между совершенно
феноменальным по аморальности персонажем – Цезаре Борджиа и Леонардо да Винчи не случаен. В сущности, талант
и значение Леонардо сильно превознесены и преувеличены. Из всех его
многочисленных прожектов доведен до конца был только колесцовый
замок для пистолета, хотя злые языки утверждали, что такими пистолетами
пользовались турки еще при жизни самого Леонардо. У Леонардо был поразительный
талант бросать работу на полпути. Однако и доведенные до конца его работы
навевают мысли о чем-то странном, чем-то противоестественном и неприятном.
Возьмём, например, широко известную картину «Иоанн Креститель». Если смотреть
на картину внимательно, позабыв о «гениальности» автора, то можно сделать
вывод, что под личиной религиозного сюжета нам подают
эротическую картину, точнее даже гомоэротическую. На
картине изображен не суровый пророк и предтеча Христа, а смазливый юноша,
начисто лишенный характерных мужественных черт (мускулатура, волосы). В
сущности подобного рода картинки очень нравились как Леонардо, так и его
заказчикам. Вот набросок другой картины: «Ангел во
плоти». Комментарии излишни – христианством тут и не пахнет.
Что же происходило в реальности в
недрах католической церковной организации?
Вот как об этом пишет Лосев: «Нередко
по политиканским соображениям высшими духовными лицами, кардиналами и
епископами назначаются несовершеннолетние дети. Ипполито
д'Эсте, сын герцога Феррарского, уже семи лет – архиепископ, а в 14 лет
становится кардиналом. Папа Сикст IV возводит в
кардинальское достоинство 12-летнего Джованни, сына неаполитанского короля
Фердинанда I. Другой Ипполито д'Эсте, сын герцога Альфонсо
I и Лукреции Борджиа, десяти лет был архиепископом
Миланским. Джованни Медичи, будущий папа Лев X, стал кардиналом в 13 лет.
Александр Фарнезе, сын папы Павла III, назначается
епископом в 14 лет. Разумеется, такого рода назначения наряду со всем
известными безобразными явлениями симфонии, коррупции, аморализма и вообще
преступности высшего духовенства сильно способствовали падению авторитета
церкви, хотя Италия, конечно, оставалась католической страной. Необходимо также
отметить, что все эти кардиналы и папы обычно были вполне образованными и
светскими людьми, страстными любителями античности и ее памятников,
покровителями гуманизма, наук и искусств.
В Риме в 1490 г. насчитывалось 6800
проституток, а в Венеции в 1509 г. их было 11 тысяч. До нас
дошли целые трактаты и диалоги, посвященные этому ремеслу, а также мемуары
некоторых известных куртизанок, из которых можно узнать, что публичных женщин
ежегодно привозили из Германии, что продолжительность этого ремесла – от 12 до
40 лет, что эти женщины занимались также физиогномикой, хиромантией,
врачеванием и изготовлением лечебных и любовных средств, чем славились
венецианки, в чем заключалась неодолимая сила генуэзок
и каковы были специальные достоинства испанок. Некоторые папы, например
Пий V (1566-1572), пытались бороться с этим явлением; но, впрочем, если верить
автору одной хроники, бывали времена, когда институт куртизанок приходилось
специально поощрять, поскольку уж слишком распространился «гнусный
грех». Проституткам специально запрещалось одеваться в мужскую одежду и делать
себе мужские прически, чтобы таким образом вернее заманивать мужчин.
Когда вместе с войском французского
короля Карла VIII в конце XV в. так называемая
французская болезнь, раньше вспыхивавшая в Италии эпизодически, начала
распространяться в ужасающей степени, жертвами ее пали не только многие
светские, но и высокопоставленные духовные лица».
Вот такие были нравы, с которыми
тщетно пытался бороться Джироламо Савонарола. Эпоха Ренессанса – это эпоха
постоянных войн, насилий, грабежей, отравлений, интриг и извращений. Лосев пишет, что внутренние раздоры и борьба партий в различных
итальянских городах, не прекращавшаяся всю эпоху Возрождения и выдвигавшая
сильных личностей, которые утверждали в той или иной форме свою неограниченную
власть, отличались беспощадной жестокостью и какой-то неистовой яростью.
Вся история Флоренции XIII-XIV вв. заполнена этой дикой и беспощадной борьбой. Казни, убийства, изгнания, погромы, пытки, заговоры, поджоги,
грабежи непрерывно следуют друг за другом. Победители расправляются с побежденными, с тем, чтобы через несколько лет самим стать
жертвой новых победителей. То же самое мы видим в Милане, Генуе, Парме, Лукке, Сиене, Болонье, Риме (особенно в промежутки между
смертью одного папы и избранием другого в Риме обычно происходили настоящие
уличные бои). Когда умирал какой-нибудь известный человек, сразу же
распространялись слухи, что он отравлен, причем очень часто эти слухи были
вполне оправданны. Между прочим, утверждалось, что и Лоренцо Медичи, и Джованни Пико делла Мирандола
были отравлены ядом.
Уже с XIII в. в Италии появились
кондотьеры, предводители наемных отрядов, за деньги
служившие тем или иным городам. Эти наемные шайки вмешивались в междоусобные
раздоры и отличались особо наглой и зверской жестокостью. В середине XIV в. громкой и кровавой славой
пользуется «Великая компания» немецкого кондотьера Вернера фон Урслингена, написавшего на своем знамени: «Враг бога,
правосудия и милосердия», облагавшая крупной данью такие города, как Перуджа, Болонья, Сиена. Еще более знаменит был своим
коварством и корыстолюбием англичанин Джон Гауквуд,
окруженный всеобщим страхом и преклонением и захороненный с большим торжеством
во флорентийском соборе. Постепенно, как пишут историки, иноземцы все более
вытеснялись итальянцами, и теперь мы встречаем здесь такие имена, как Бианкардо, Кане, Пиччинино, Аттендоло Сфорца. Чаще всего это простые, сильные и безграмотные
люди, никого не боящиеся и никого не щадящие. Браччьо
Монтоне забавлялся тем, что сбрасывал людей с высоких
башен, разбил на наковальне одного монастыря головы 19 монахам, в Ассизе
сбросил трех человек с вала, в Сполетто столкнул с
моста вестника, доставившего ему плохие известия. «Он был прекрасен как бог,
когда гарцевал по улицам Флоренции», говорил один современник.
Многие такие кондотьеры захватывают
себе города и становятся родоначальниками итальянских династий. Так, в Милане
уже с конца XIII в. воцаряется род Висконти,
прославившийся убийствами и всякого рода жестокостями и насилиями. Бернарбо Висконти выстроил особый
дворец, в котором в роскоши жило 500 громадных псов, и, кроме того, несколько
сот псов было роздано на содержание жителям Милана, обязанным регулярно
представлять отчет в особое собачье ведомство. В случае смерти собаки
гражданин, на чьем содержании она находилась, отправлялся на эшафот. Подати
взыскивались в огромном количестве и беспощадно. Этот самый Бернарбо
объявил себя в своих владениях папой и конфисковал земли духовных лиц. Таким
образом, он скопил громадное состояние и выдал замуж семь дочерей, дав каждой в
приданое 100 тысяч гульденов. На свадьбе его племянницы присутствовал Петрарка.
Наконец, Бернарбо был свергнут своим племянником Джан Галеаццо и заточен в тюрьму.
Дети этого Джан Галеаццо –
Джованни Мариа и Филиппо Мариа, правившие в начале XV в.,
также отличались бешеной жестокостью. Когда в мае 1409 г. во время военных
действий народ в Милане встретил герцога Джованни Мариа
криками: «Мира! Мира!», герцог выпустил наемников, усеявших город трупами. У
него были собаки, разрывавшие людей на части.
После смерти последнего Висконти герцогом Миланским стал кондотьер Франческо Сфорца, человек бешеной
энергии и способностей, который укрепил положение своего рода и сильно возвысил
Милан. Наследовавший ему сын Галеаццо Мариа Сфорца закапывал живыми
свои жертвы, выставлял на публичный позор соблазненных им женщин, заставлял
крестьянина, укравшего зайца, съесть зайца живьем, с шерстью и шкурой; он
обвинялся еще и в отравлении своей матери и был убит заговорщиками в церкви Сан
Стефано в
1476 г. Его брат Лодовико Моро лишил власти своего
несовершеннолетнего племянника Джованни Галеаццо и
через некоторое время отравил его. Моро вмешивался во все политические дела
своего времени, непрестанно сея вокруг себя интриги, заговоры, тайные убийства,
пока, наконец, французы не захватили Милан и Лодовико
не умер во французском плену, где одно время его держали в железной клетке.
Между прочим, все Сфорца были весьма образованными
людьми и меценатами, а Лодовико Моро отличался
особенно блестящим латинским стилем и знанием классиков. При его дворе много
лет жил Леонардо да Винчи.
Неаполитанская королева Джованна (правила в 1343-1382 гг.), внучка и наследница
знаменитого короля Роберта, друга Петрарки и покровителя наук, при дворе
которого жил молодой Боккаччо, еще дедом была выдана замуж за сына венгерского
короля Андрея. Вступив на престол, она вскоре подпадает под влияние своих
теток, французских графинь Агнессы де Перигор и
Екатерины де Куртене, погрязших в интригах и
удовольствиях, становившихся все более сомнительными. Современники говорили,
что двор этой королевы напоминал скорее публичный дом. Джованна
и Екатерина де Куртене при помощи клизмы отравили
Агнессу де Перигор, а в 1347 г. убили в собственной
постели мужа королевы Андрея. Толпы жителей Неаполя окружили дворец с криками:
«Смерть изменникам и королеве-блуднице», но Джованна
спаслась, выдав второстепенных участников убийства. За убийство Андрея жестоко
мстил его брат, венгерский король Людовик, отряды которого заняли Неаполь и
грабили королевство, пока Джованна
наконец не откупилась от Людовика за 300 тысяч флоринов. Вскоре она вышла замуж
за своего родственника Лодовико Тарентского,
но совершенно не считалась с мужем и по-прежнему вела развратную жизнь. Войны и
интриги требовали огромных денег, и Джованна заложила
свою королевскую корону, а в 1347 г. продала папе за 30 тысяч флоринов свое
наследственное владение Авиньон.
В разоренной стране восстания
следуют одно за другим; бароны, в том числе и ближайшие родственники королевы,
совершенно не подчиняются ей, «а во дворце на берегу Неаполитанского залива
по-прежнему царит разврат, разгул, постоянно звучит музыка и льется вино,
нередко густо подмешанное кровью». В 1362 г. умер второй муж королевы, и уже в
следующем году она выходит за молодого и замечательно красивого, но совершенно
нищего Джакомо Арагонского. Однако уже через
несколько дней после брака Джакомо бежит, пойман,
возвращен, снова бежит, ведет бродячую жизнь, пока не умирает в 1375 г. в
нищете и безвестности. В 1376 г. уже стареющая Джованна в четвертый раз выходит замуж за рослого и
здорового немецкого феодала Оттона Брауншвейгского. Начинаются споры о наследниках, поскольку
детей у королевы нет; снова поднимается междоусобная война. Карл, герцог Дураццо, в 1382 г. берет Неаполь, осаждает королевский
замок, который Джованна тщетно и долго защищает,
ожидая помощи от мужа. Наконец она вынуждена сдаться, посажена в темницу и
спустя несколько дней погибает в результате удушения. Хозяином разоренного и
измученного Неаполя становится Карл Дураццо,
вынужденный к тому же воевать со вторым претендентом – Людовиком Анжуйским.
Неаполитанский король Ферранте (1458-1494), неутомимый работник, умный и умелый
политик, внушал ужас всем своим современникам. Он сажал своих врагов в клетки,
издевался над ними, откармливал их, а затем отрубал им головы и приказывал
засаливать их тела. Он одевал эти мумии в самые
дорогие наряды, рассаживал их вдоль стен погреба, устраивая у себя во дворце
целую галерею, которую и посещал в добрые минуты. При одном воспоминании о
своих жертвах он заливался смехом. Этот Ферранте
отравлял в венецианских церквах чаши со святой водой, чтобы отомстить
венецианской сеньории, предательски убивал, нередко прямо за своим столом,
доверившихся ему людей и насильно овладевал женщинами.
Феррарский правящий дом Эсте
раздирается семейными неурядицами и борьбой за власть. Герцогиню Папезину обезглавливают за предполагаемую связь с пасынком Уго (1425); законные и незаконные принцы бегут от преследований
двора, но подосланные убийцы настигают их и в чужих землях. Одним из таких
убийц был, как говорят, Никколо Ариосто,
отец известного поэта. Незаконный сын пытается похитить власть у единственного
законного наследника, Эрколе I; последний отравляет
жену, узнав о том, что она намеревается отравить его самого по наущению своего
брата, уже известного нам короля Ферранте
Неаполитанского. Он велит выколоть по глазу и отсечь по руке у каждого из 200
заговорщиков.
Во время правления сына Эрколе, Альфонсо I, брат герцога,
кардинал Ипполито д'Эсте, приказывает выколоть из ревности к женщине
глаза своему брату Джулио. Джулио и его брат Ферранте, оба бастарды, устраивают заговор против своих
братьев, но замысел их открыт, их обоих излавливают, герцог вышибает кнутом
глаз Ферранте, а затем после издевательств их
заключают в подземную тюрьму дворца, где Ферранте
умирает через 34 года, а Джулио освобождают через
много лет, при воцарении нового герцога Альфонсо II.
В этом государстве шпионаж и вероломное убийство достигают крайнего развития, и
в то же время это одно из наиболее благоустроенных и культурных государств
Италии, двор которого отличался особой изысканностью и куртуазностью и служил
образцом всем европейским дворам. Этого самого кардинала Ипполито д'Эсте Кастильоне в своем трактате об идеальном придворном
восхваляет как образец исключительно благовоспитанного, утонченного,
остроумного, благородного человека, умевшего всех расположить благородством
своего поведения и своей любезностью.
Известно своими злодействами и
знаменитое семейство Медичи во Флоренции. Даже Лоренцо
Медичи, с именем которого связан расцвет флорентийской культуры в XV в., при
котором собиралась Платоновская академия и который вошел в историю как
чистейшее воплощение Ренессанса, великий покровитель искусств и наук, отбирал
приданое у девушек, казнил и вешал, жестоко разграбил город Вольтерру
и отнюдь не пренебрегал интригами, связанными с ядом и кинжалом. Когда в
1478 г. был разоблачен заговор Пацци, сотни
заговорщиков и их родственники были преданы смерти, так что улицы покрылись
кусками человеческих тел. Многих вешали на окнах монастыря. Тело Якопо Пацци было вырыто из
могилы, уже разлагающийся труп с песнями волочили по улицам и бросили в реку.
Когда в XVI в. Медичи восстановили
свое господство во Флоренции, вся их дальнейшая история ознаменовывается
убийствами, заговорами и зверствами. В 1537 г. герцог Алессандро
был заколот своим родственником и товарищем по разгулу Лоренцино
Медичи, которого через 11 лет убивает в Венеции наемник, подосланный преемником
Алессандро, герцогом Козимо
I. Говорили, что сам Козимо I в припадке бешенства
заколол своего сына Гарциа. Сын Козимо,
Пьетро, убил кинжалом жену Элеонору, а его дочь
Изабелла была задушена своим мужем Паоло Орсини. Наследник Козимо I, великий
герцог Франческо I, человек очень образованный,
прекрасный знаток древних классиков, приказал убить мужа своей любовницы Бьянки Капелло. Бьянка, во что бы то ни стало
желая дать герцогу сына, притворилась беременной, взяла где-то новорожденного
ребенка низкого происхождения и выдала его за своего. Мать ребенка и все
знавшие об этом должны были поплатиться жизнью. После смерти великой герцогини
Иоанны Бьянка, некогда проклятая своим отцом за то,
что она молодой девушкой бежала со служащим банка, становится официальной
супругой герцога и великой герцогиней Тосканской, и теперь вся ее родная
Венеция гордится этой «истинной и достославной дочерью Республики Св. Марка», а папа Сикст V
награждает ее золотой розой. Когда спустя десять лет великий герцог внезапно
умер, а через день умерла и Бьянка, одни говорили,
что она будто бы хотела отравить пирогом с мясом кардинала Фердинандо,
брата своего мужа, но нечаянно подала этот пирог мужу и съела сама, а другие
говорили, будто кардинал отравил брата и невестку.
В истории Франции известна
бесчисленными преступлениями зловещая отравительница Екатерина Медичи, вышедшая
замуж за короля Генриха II и правившая при трех своих безвольных и неспособных
дать потомство сыновьях.
Что касается известнейших деятелей
искусства и культуры – «властителей дум» эпохи Ренессанса, то и они показывали
во всём «пример для подражания», которому не стоит следовать.
Живописец Липпо
Флорентино, человек очень неуживчивого нрава, однажды
на суде оскорбил своего противника, тот напал на него вечером по дороге домой и
нанес смертельные раны. Многие считали, что известный художник Мазуччо был отравлен своими соперниками. То же утверждалось
о смерти Бальдассаре Петруччо.
Один из учеников Перуджино был изгнан из Флоренции за
совершенные им преступления и впоследствии в Риме убил своего земляка, а в
других местах ранил несколько человек. Сам Перуджино
тоже прибегал к кровной мести.
Скульптор Пьеро Торриджиани
сам хвастался Бенвенуто Челлини,
как однажды в молодости он так сильно ударил молодого Микеланджело кулаком по
носу, что сам почувствовал, как под его кулаком кость и хрящ носа «стали
мягкими, как облатка». Скульптор Леоне Леони страшно изувечил лицо одному немецкому ювелиру и был
за это приговорен к принудительным работам, но помилован дожем. Он же успел
нанести кинжалом несколько значительных ран сыну Тициана Орацио.
Совершенно невероятной
вспыльчивостью, наивным самообожанием и диким, необузданным честолюбием
отличался и знаменитый скульптор-ювелир XVI в. Бенвенуто
Челлини. Он убивал своих соперников и обидчиков,
настоящих и мнимых, колотил любовниц, рушил и громил все вокруг себя. Вся его
жизнь переполнена невероятными страстями и приключениями: он кочует из страны в
страну, со всеми ссорится, никого не боится и не признает над собой никакого
закона. Итальянский либеральный историк XIX в. де Санктис с ужасом замечает: «Он лишен и тени нравственного
чувства, не отличает добра и зла и даже хвалится преступлениями, которых не
совершал».
Гуманисты непрерывно соперничали и
боролись друг с другом, их полемика пересыпана невероятными оскорблениями и
обвинениями. Так, Поджо обвиняет Филельфо
в содомии, называет его рогоносцем и утверждает, что он украл у Леонардо Бруни драгоценности. Лоренцо Валла
упрекает Поджо в мошенничестве и прелюбодеянии.
Причины их столкновений обычно ничтожны – это взаимные ущемления тщеславия. В
таком же роде развертывается и полемика Бруни, Полициано или Скала. Престарелый Макиавелли отдается
любовным интрижкам и сочиняет похабные комедии. О
непристойной литературе этого времени мы уже говорили.
Наконец, степени своего последнего
вырождения и почти карикатуры возрожденческий тип
писателя достигает в лице Пьетро Аретино
(1492-1556). Аретино, обосновавшийся
в Венеции, громит и безобразно поносит всех отказывавшихся дать ему откупные.
Этот шантажист и попрошайка поочередно восхваляет
воюющих монархов Франциска I и Карла V в зависимости от того, кто даст ему большую
субсидию. Его памфлеты не лишены плоского и элементарного остроумия, но они
настолько непристойны, что почти ни один из них нельзя цитировать, не говоря
уже о том, что у Аретино нет никаких идейных
убеждений и все его обвинения – пустое базарное зубоскальство. Так, он
потешается над внешностью герцога Пармского, пишет Микеланджело письма,
исполненные лести и угроз, а затем начинает против него беспринципную склоку и
интригу. И этот Аретино пользовался за свой злой язык
всеевропейской известностью, его боялись, его
подкупали, и он пытался получить кардинальскую шапку.
Одной из черт эпохи Ренессанса была
знаменитая «охота на ведьм». Возникновение инквизиции также тесно связано с
эпохой Возрождения. Относительно инквизиции у многих историков почему-то часто
слабеет память, и они ее связывают обязательно только со Средними веками. На
самом же деле преследование еретиков с самого начала христианства носило весьма
мягкий характер и не имело ничего общего с наказанием государственных
преступников. В дальнейшем, в связи с ростом количества ересей и отступников,
эти преследования усиливались, но наказание для еретиков и в Средние века все
еще зависело от воли отдельных епископов. Собственно говоря, только в 1233 г.
папа Григорий IX посылает в Южную Францию таких комиссаров, которым
предоставлялась власть самостоятельно расследовать деятельность тамошних
еретиков, конфисковывать их имущество, а их самих
сжигать. В дальнейшем права и деятельность инквизиторов то расширяются, то
ослабевают. Официально инквизиция была учреждена в Испании только в 1480 г., а
в Италии в виде специального учреждения – в 1542 г. В Германии же вообще
никакой инквизиции не было до Реформации, если не считать сожжения ведьм, а со
времен Реформации преследование еретиков осуществлялось местными епископами.
Таким образом, ославленная на все века инквизиция была детищем исключительно
эпохи Ренессанса. Но конечно, это обстоятельство нисколько не может служить
оправданием самого ее факта. Секретность расследования дел
еретиков, почти полное отсутствие каких-нибудь точно соблюдаемых правил
судопроизводства, беспощадное отношение к подсудимым, конфискация имущества
подсудимых и их родственников, пытки и жесточайшие наказания вплоть до сожжения
на костре, полная неподчиненность не только светским,
но даже и церковным правителям, фантастические преувеличения совершенных
преступлений, полный произвол с придумыванием и таких преступлений, которые
никогда не совершались, крайняя мнительность и придирчивость
инквизиторов, их патологическая подозрительность – все это раз и навсегда
заклеймило инквизиционные суды эпохи Ренессанса, перед которыми церковные кары
Средневековья производят наивное впечатление. В частности, преследование ведьм
и их сожжение на костре до начала XIV в. было
случайным и редким явлением, зависевшим к тому же большей частью от светской
власти. Только в начале XIV в. папа
Иоанн XXII и особенно папа Иннокентий VIII (но это уже в 1484 г.) издали такие
буллы, которые узаконивали преследование и сожжение ведьм в виде специальной
юридической обязанности церковных руководителей. Подсчитано, что за 150 лет (до
1598 г.) в Испании, Италии и Германии было сожжено 30 тысяч ведьм. Желающих в краткой форме получить представление обо всех ужасах
преследования ведьм с описанием разнообразных картин сожительства ведьм с
демонами, чертями и самим дьяволом, и в то же время с подробной юридической
разработкой преследования этих ведьм, мы отсылаем к трактату двух инквизиторов
под названием «Молот ведьм», вышедшему в свет в 1487 г.
Как видите, поведение «элиты» говорит
об отсутствии строгих моральных канонов в обществе времен Вырождения. То есть
единая мораль отсутствовала как категория!
Теперь о физическом облике.
Произошла резкая деградация как физического облика (падение среднего роста со
177 см до 150 см), так и личной культуры. Люди перестали мыться.
О ростовщичестве в ту эпоху: шестнадцатое столетие
было периодом мощного экономического подъема. Это было столетие открытия
Америки. Но обширные запасы драгоценных металлов, вывезенных из Америки,
привели к резкому скачку инфляции. Цены предметов потребления драматично
выросли – почти на 300 % в период с 1550 до 1620 гг. Англия, Испания и Франция
конкурировали за господство в Америке и в Европе.
Потеря монополии на торговле через Средиземноморье
привела к снижению роли итальянских банкирских домов.
Несмотря на тот факт, что законы осуждения
ростовщичества все еще соответствовали доктрине церкви, происходило масштабное
расширение долговых обязательств вследствие войн.
Только 25 лет в течение шестнадцатого столетия в Европе не было крупных войн. Если начало
XVI века было ознаменовано в Германии кровавой крестьянской войной, то начало
XVII века – куда более страшной Тридцатилетней.
Большинство муниципалитетов европейских городов
банкротилось, так как враждующие монархии вынуждали их предоставлять кредиты
для финансирования войн. Накопилось огромное количество долгов, выпущенных в
Европе. Тогда в Антверпене возникла первая клиринговая биржа по учету долгов, где между
ее 5000 членами происходил обмен долговыми обязательствами, учитывался спрос на
кредиты, удостоверялись депозитные вклады, и ежедневно шла торговля
инструментами кредита всех видов. Антверпен стал новой финансовой столицей
Европы, его порт ежедневно посещали сотни судов. Однако и Антверпен испытал на
себе разрушительные последствия невыполнения финансовых обязательств по выплате
долгов Испанской Короны в 1570 г. В 1576 г. испанские наемные армии захватили Антверпен,
а биржа была разрушена. Армии мародеров также захватили и Рим.
Финансовый хаос рос. Финансовая сумятица в Италии и
Испании, сопровождаемая волной инфляции, способствовала возникновению
Протестантской Реформации.
Короны Испании и Франции не выполнили обязательств по
всем своим долгам, что послужило краху крупнейших итальянских и немецких
банкирских домов. Фактически Испания не выполнила долговых обязательств ни в
1607, ни в 1627, ни в 1649 гг., несмотря на богатые золотые и серебряные
потоки, прибывающие от Нового Света, и то, что все кредиты были заверены
имущественным залогом часто сроком на пять и десять лет. Весь поток золота и
серебра тек прямо к банкирам и ростовщикам Генуи. Кроме того, до трети золотого
потока из американских территорий испанцы теряли благодаря действиям пиратов.
Что касается формы производства, то следует заметить
широкое использование рабов и работорговлю. Работорговля получила тогда чуть ли
не более широкое распространение, нежели во времена античности. Про
работорговлю упоминал еще Петрарка. Предметом торговли в основном служили
славяне и кипчаки (предки украинцев).
Таким образом, можно сделать вывод, что эпоху
Возрождения правильнее было бы назвать эпохой Вырождения. В результате
сумасшедшего падения морали Италия превратилась из субъекта политики в объект
политики.
Список источников
и литературы:
1. Бернар А.
Лиетар «Душа денег». Москва, издательство «Астрель», 2007.
2. Андрей Ваджра. «Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии».
Москва, издательство «Астрель», 2006.
3. Лосев
А.Ф. «Эстетика Возрождения». Москва, Издательство: Мысль, 1978 г.
4. Ларуш Л. и Шиллеровский институт.
Публикации и переводы. www.larouchepub.com/russian/lar/index.html#archive