На
протяжении нескольких недель российские СМИ уделяли огромное внимание известию
о смерти Б. Березовского. Ни в чем не повинное население «грузили»
криминальными обстоятельствами самоубийства и якобы «трагедией» личной жизни
«разоренного до нитки» превратностями судьбы «олигарха», и при этом никто и
словом не обмолвился о сути и смысле жизни этого, без сомнения, врага русского
народа. Е.А. Августин исправляет это «упущение».
ТИТАН
В мифах Древней
Греции рассказывается о борьбе олимпийских богов и титанов.
Какие они были,
эти титаны? Это были великаны, похожие на людей, но вместо рук у них были змеи,
а вместо ног 100 щупалец. Эти своеобразные гибриды осьминогов и людей
попытались свергнуть олимпийских богов и занять их место. Но к счастью, этого
не получилось, олимпийские боги разгромили титанов и заточили их под землей.
Видно, не до конца
они довели эту борьбу, и плохо тех титанов заточили. Время от времени они
выползают из своей темницы и опустошают все вокруг себя. Люди сильно страдают
от этих титанов.
Одним из таких
титанов и был Борис Абрамович Березовский (БАБ). Это был в прямом смысле титан,
опутавший своими щупальцами нашу страну и высосавший из неё всё, что было
можно. Рамки рубрики не позволяют полностью изложить всю биографию титана БАБа, но автору кажется, что лучше всего рассказать о том,
как этот человек создал своё состояние. А сделал он это путем самого настоящего
жульничества на заре своей «титанической» карьеры.
Березовский родился
в Москве, 23 января 1946 года в еврейской семье. Он вырос в столице и получил
одно из лучших образований, которое только было в СССР, закончив факультет
электроники и компьютерной техники Лесотехнического института. Этот факультет
был одним из самых засекреченных научных учреждений в то время, главной его
задачей являлась разработка космических программ. Получив второе образование на
математическом факультете МГУ, БАБ попадает на работу в Академию наук, где в
1970-е годы защитил кандидатскую диссертацию по прикладной математике, а в 1983
году – докторскую. В Академии наук он возглавил одну из лабораторий Института
управления, который специализировался на внедрении автоматических и компьютерных
систем в промышленности.
Когда в 1989
году всем стало ясно, что горбачевская перестройка проваливается, БАБ решил
завести своё дело. В отличие от других предпринимателей рубежа 1980 – 90-хх гг.
БАБ не стал заводить небольшого дела, а сразу же решил реализовать масштабный
проект по захвату автомобильного завода «АвтоВАЗ» в Тольятти.
В 1989 году БАБ
обратился к руководству «АвтоВАЗа» с предложением: частная компания готова
поставить заводу программное обеспечение. Самое интересное, что такое частное
предприятие было только в воображении самого БАБа. Но
Березовский особо сильно не волновался по этому вопросу, он решил, что это
частное предприятие руководство автозавода найдет само. И руководство завода,
во главе с директором «АвтоВАЗа», Владимиром Каданниковым,
это сделало, предложив итальянскую фирму «Лого систем», занимавшуюся
автоматизацией производства.
В результате, в
мае 1989 года был создан концерн «ЛогоВАЗ», в котором
БАБ был назначен генеральным директором. Официальной целью «ЛогоВАЗа»
была автоматизация процесса сборки автомобилей, для повышения производительности
труда.
Но главной целью
БАБа и его подельников была не автоматизация
вазовского производства, а продажа легковых автомобилей. Под умелым
руководством титана БАБа была создана своеобразная
система продаж: создавались сотни мелких компаний, которые занимались продажей
автомобилей «жигули» и запасных частей к ним. Официально
они были самостоятельны, но при этом получили деньги от созданного в начале
1990-хх годов «АвтоВАЗ-банка», и находились под контролем руководства
«АвтоВАЗа». В итоге гигантский автозавод стал зависеть от дилерской сети,
деньги за вырученные автомашины пропадали неизвестно куда, а на предприятии
стало катастрофически не хватать наличности и скапливаться долги.
А Борис
Абрамович в это время наживал огромные деньги с помощью созданной им схемы,
получившей название «реэкспорт». Идея заключалась в том, чтобы продавать машины
внутри страны, за валюту, придав им экспортный статус. По документам автомобили
«ВАЗ» вывозились за границу, но при этом они оставались в стране.
В течение
нескольких лет дилеры «АвтоВАЗа», вроде БАБа,
наживали несметные состояния, а сам завод тонул в долгах. Нехватка наличности
была такова, что завод не мог платить налоги, не мог платить за электричество,
выплачивать зарплату. Но при этом уровень производства и производительности
оставался высоким, а стабильный спрос на автомобили создавал благоприятную
ценовую среду.
Крупный мошенник
Березовский не пробился бы в титаны, если бы не думал в стратегических
масштабах. Следующим его шагом стало создание финансовой пирамиды, в этот раз
он решил высосать деньги у как можно большей части населения страны. Он создал
структуру, получившую название «АВВА». Идея заключалась в том, чтобы создать
совместное предприятие между «АвтоВАЗом» и «Дженерал Моторс» - и построить в Тольятти сборочную линию для
производства нового российского автомобиля. Производство предполагалось начать
в 1996 году, выпуск – 300 000 автомобилей в год. «АВВА», как утверждала
реклама, оснастит Россию новым «народным автомобилем». Это будет первый в
демократической России крупный промышленный объект, работающий на деньги
граждан.
Начало компании
в октябре 1993 года сопровождалось грандиозной рекламой. Президент Ельцин («Наш
президент!») подписал документ, по которому проект «АВВА» получал серьезные
налоговые льготы и освобождался от таможенных пошлин. Сам БАБ, в качестве
генерального директора «АВВА», смотрелся как человек, работающий на будущее
России. «Если Россия не хочет стать страной третьего мира, она должна создать
мощную промышленность – витийствовал БАБ. – Если Россия хочет сохранить свою
экономическую и политическую самостоятельность она должна стать промышленно
развитой страной».
В декабре 1993
г. «АВВА» начал продавать свои ценные бумаги. Поначалу это были депозитные
сертификаты, стоившие по 10 тысяч рублей, что делало их вполне доступными даже
малоимущим россиянам. Сертификатами торговали люди с чемоданами в метро и на
улице. Сертификаты «АВВА» были бессрочными – как только новый автозавод
заработает, их можно будет обменять на наличные деньги или на акции.
Рекламная
кампания сделала свое дело – народ поверил, что завод будет построен, все
жаждали поучаствовать в автомобильной лотерее. Десятки тысяч россиян купили
сертификаты «АВВА» на общую сумму 50 миллионов долларов. В начале 1994 г. на
основных российских биржах акции шли очень бойко – наряду с приватизационными
ваучерами, сертификаты «АВВА» были самой ликвидной в стране ценной бумагой.
Однако в самом
начале 1994 г. «Дженерал Моторс»
из проекта вышел – американцы испугались коррупции на «АвтоВАЗе», в результате
50 миллионов долларов, инвестированных российскими гражданами,
пропали, никакого финансирования больше не поступило и к осени 1994 года
сертификаты потеряли почти всю свою значимость на рынке.
Именно 50
миллионов долларов, заработанных Березовским на махинации с «АВВА», и стали
основой его состояния. Потом будет Норильскникель,
Аэрофлот, чеченские махинации и т.д. Прямой обман, жульничество, разграбление
ресурсов нашей страны и вывели жулика в титаны.